Меню Закрыть

Лайфхак как правильно оформить списание долга через коллектора

В статье «Лайфхак как получить скидку у коллектора и закрыть долг» я рассказал, как договориться с коллектором о скидке, а в этой расскажу, как проверить коллектора и проконтролировать, что долг после оплаты точно значится закрытым.

И у должник и у профессионального коллектора/кредитора есть свой интерес, способствующий достижению договоренности об уплате долга:

  • заемщик хочет погасить долг со скидкой, устроиться на нормальную работу, взять ипотеку;
  • профессиональный коллектор/кредитор может расчистить кредитную историю от долгов, дать справку о погашении, отозвать исполнительный лист и т.п.

Поэтому «вражда» коллекторов и заемщиков обоим невыгодна. Но, тем не менее, есть две причины для ее существования:

  • отмороженные хулиганы-микрофинансисты, называющие себя «коллекторами» и кошмарящие должников;
  • платить по долгу всегда неприятно, а платить по долгу непонятной природы («гасил, гасил, а долг остался и даже вырос») или оплачивать какие-то «комиссии» вдвойне неприятно.

Начало переговоров

Профессиональное коллекторское агентство, состоящее в реестре ФССП России, обязательно представляется, когда звонит (Вы будете знать, с кем говорите). Зачастую именно оно выступает с предложением погасить долг со скидкой или в рассрочку.

При обсуждении предложения главное понимать, что «время-деньги», то есть:

  • если платишь сейчас, то платишь существенно меньше;
  • если позже или в рассрочку, то скидка меньше.

Скидка меньше потому что, во-первых, «сумма будущих поступлений всегда считается с дисконтом» (это финансовая наука), а, во-вторых, потому что все, что платится «не сейчас» уже имеет риск неоплаты (мало ли что может случиться в следующем месяце).

Пошаговая инструкция

Что нужно со стороны заемщика для защиты своих интересов:

  1. Быть уверенным, что соглашение зафиксировано на бумаге, по эл. почте или по телефону. Профессиональные коллекторские агентства обязаны записывать все переговоры по телефону (иначе штраф), сохранять переписку по эл. почте.
  2. Понимать, что этот долг куплен именно этим профессиональным коллекторским агентством. Для этого можно сходить в банк и спросить, кому продали долг (в банке могут помнить, а могут и нет), получить свой кредитный отчет и посмотреть, отражена ли там переуступка долга, или получить по эл. почте выписку из договора цессии (обычно первая страница договора плюс выписка из приложения с ФИО должника).
  3. Можно перепроверить, имеет ли представитель профессионального коллекторского агентства полномочия: сверить ФИО директора из доверенности с ФИО в ЕГРЮЛ (на сайте Налоговой службы в разделе «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента»).
  4. Договориться, что по почте будет выслана справка о погашении долга с «синей печатью».
  5. Договориться, что будут отозваны исполнительные листы из ФССП России (если они есть).
  6. Договориться, что кредитная история во всех бюро кредитных историй, в которых отражен долг, будет исправлена (независимо от скидки в кредитной истории должно быть указано полное погашение долга).
  7. Проверить, состоит ли коллекторское агентство в реестре ФССП России и СРО НАПКА (хорошо, если состоит, но не обязательно).
  8. Можно съездить в региональный офис компании, удостовериться в документах и зафиксировать договоренности на бумаге.

Еще Вы должны быть уверены в своих финансах, если выкупаете долг со скидкой. Скидка основана на выполнении договоренностей. Однажды ко мне обратилась должница, имеющая на руках соглашение о погашении долга со скидкой. Хотела посоветоваться. Она точно знала, что платить будет непросто, но платить собиралась из заработной платы. При этом она даже имела запасной вариант: «если вдруг уволят, то займу у подруги или продам подержанную автомашину».

Как вести переговоры?

Торговаться, как на базаре. Сначала выясняем и уточняем размер долга. Затем обсуждаем размер дисконта (чем больше, тем лучше) и график погашения. Условия будут лучше, если выплатить раньше. Но и стабильные небольшие платежи можно выменять на скидку.

Деньги Ваши, не мне Вам советовать, как лучше ими распорядиться. Моя задача – рассказать возможные варианты.

Замечу, что мне постоянно жалуются на хулиганов из МФО, но крайне редко на профессиональные коллекторские агентства, и такие жалобы в основном на то, что «обещали справку по почте прислать через три дня, а уже неделю идет» или «исправили в двух БКИ кредитную историю, но еще не исправили в третьем».