Банк России в некоторых случаях считает полезным помогать кредиторам в работе с клиентами, в том числе за счет клиентов. Если Вы – «плохой» заемщик, эта статья — предупреждение для Вас.
Спойлер: мелким кредиторам типа МФО дадут больше информации о заемщиках, чтобы они лучше с ними «познакомились».
Счетовод Вотруба
Банк России провел исследование на тему доступности финансистам информации о гражданах и пришел к выводу, что доступ к ней надо расширить, чтобы финансисты лучше работали со своими клиентами, больше о них знали и таким образом снижали просрочку.
По данным Банка России чем крупнее финансовый институт (банк или страховая компания), тем ниже у него просрочка по кредитам. Дальше логика привела Банк России к заключению, что поскольку крупный банк обладает большим числом клиентов, значит и оценивать заемщиков может лучше. Получается, что Банку России надо защитить интересы, помогать мелким участникам, например, МФО.
Почему банковские заемщики платят лучше?
Цифры не обманешь, но надо понимать, что кроме большего объема информации о заемщиках у крупного банка есть и другие преимущества: доступ к зарплатным проектам с бюджетниками, обслуживание пенсионеров, остатки доверия к квазигосударственной структуре и т.п., что конечно и является основной причиной того, что у большого банка заемщики лучше платят.
Ну а про МФО и говорить смешно. При ставке в 365% годовых, а зачастую еще и вдвое выше за счет комиссий и навязанных услуг, нет никакой надобности тщательно фильтровать заемщиков, ведь «хорошие заемщики» оплатят просрочку «плохого» и еще на черную икру останется.
Заемщиков (не) просят раскрыться
Чтобы решить проблему доступа мелких участников к информации о заемщиках в Банке России задумали создать и лицензировать «информационных агентов» и «скоринговые компании», а им дать право получать как можно больше данных о гражданах отовсюду.
По счастью, Банк России не стал сначала делать, а потом обсуждать эту затею, а дал время на обсуждение этой инициативы с участниками финансового рынка, но не с гражданами конечно.
Обработка персональных данных «в серую»
Обсуждение с «участниками финансового рынка» получилось однобоким, похожим скорее на сбор жалоб на то, что получить данные о гражданине можно только с его согласия.
Выяснилось, что обработка многих видов персональных данных о гражданах проводятся «в серую», то есть непонятно можно или нельзя эти данные обрабатывать.
Я писал в статье «Почему бессмысленно отзывать согласие на обработку персональных данных у кредитора?», что и сами банки уже запутались, что можно делать с данными клиентов. При этом на практике с данными клиентов банков часто обращаются с нарушением закона.
Например, мне, несмотря на то, что я в ряде банков уже лет 10 как закрыл счет, все равно присылают СМС с предложением открыть счет или взять кредит. Откуда у них мое ФИО и номер телефона, если они должны были быть удалены еще при закрытии счета в банке?
Предупреждение для заемщиков
Во всей этой истории умалчивается о том, что сейчас МФО-хулиганы, угрожая заемщику при просрочке займа, часто используют незаконно полученные персональные данные членов семьи заемщика или его знакомых. Это реальная проблема сегодняшнего дня: тысячи людей в стране каждый день подвергаются жуткому запугиванию сотрудниками МФО-хулиганов. Наводить порядок здесь Банк России не торопится.
Исходя из этого, решайте сами, надо ли Вам обращаться за займом к «маленькому участнику финансового рынка» или за кредитом к «большому».
Итог
Новые конторы по обработке персональных данных решили не создавать, постараются исправить неясности в законодательстве, стимулировать обмен данными по закону, а главное — расширить доступ финансистов к информации о всех гражданах страны. И думали над этим… целых 7 месяцев.
Если Вам интересно почитать, что думал Банк России на эту тему раньше, то материалы Вы можете найти по ссылкам ниже:
А пока пользуйтесь моей статьей «Как отозвать согласие на обработку персональных данных через Госуслуги?».