Меню Закрыть

Как бороться с ТОП-5 способами запугивания должников

Микрофинансисты-хулиганы в своих методах «выбивания» долгов порой заходят очень далеко. По жалобам заемщиков я составил рейтинг ТОП-5 способов запугивания должников и рассказал о каждом подробно: почему не надо принимать все на веру и как реагировать в такой ситуации.

Выездная группа

В СМС сообщениях или в разговорах по телефону хулиганы угрожают, что выездная группа будет отправлена к должнику домой, если он не заплатит немедленно. Иногда говорят «оперативная группа» (маскировка под полицию). На самом деле сотрудники МФО-хулиганов сидят по офисам в разных городах и пугают невероятными историями вроде: «мы в соседнем магазине (называют название), сейчас купим водки и придем к тебе…». Адрес они знают из договора, поэтому магазин называют правильно – ближайший. Хитрость в том, что магазин они находят, например, в приложении Яндекс-Карта и конечно никуда по-прежнему не выезжают, но пытаются создать ощущение, что опасность близко.

Еще хулиганы часто утверждают, что с ними вместе едет пристав, а должник должен подготовить имущество к описи. За такие сообщения ФССП России штрафует с особым удовольствием, ведь не просто пристав не в курсе, что он «куда-то едет», но отсутствует судебное решение. Психологическое давление и введение должника в заблуждение являются нарушением 230-ФЗ и основанием для вынесения решения суда хулиганам о штрафе.

Поддельное уведомление от приставов или повестка в суд

Должники РосДенег часто получают «уведомления» от «Департамента судебного взыскания Федеральной службы взыскания» (см. фото ниже).

Излишне говорить, что такой «службы» не существует. На печати (скорее даже на штампе) нет ни ИНН, ни ОГРН юридического лица, да и весь документ составлен малограмотным человеком, который надеется, что должник знает меньше него. Напрасно! Такие «документы» следует пересылать в ФССП России вместе с жалобой на хулиганов.

Бывают и письма, стилизованные под повестку в суд. Здесь надо быть внимательным: обычно где-то в уголке пишут «Пример повестки». Цель – напугать должника и ввести в заблуждение. Итог – по жалобе заемщика в ФССП России МФО получает штраф до 300 тыс. руб.

«Трещотка»

Телефоны должника и посторонних людей, имеющих хоть какое-нибудь отношение к должнику (например, их телефоны могли быть записаны в телефонной книге должника, данные из которой «стянули») ставятся на автодозвон. Звонки идут каждые 30 сек. или каждую минуту, пять минут. Звонок автоматически сбрасывается через 3 сек. Раньше это практиковали банки, сейчас только микрофинансисты. Раньше можно было перезвонить на номер, с которого идут звонки и оператор связи переводил звонок на колл-центр банка (у меня давно был такой случай с «Совкомбанком»), теперь автодозвон идет с номера, который не определяется АОНом телефона. Иногда помогает услуга вашего мобильного оператора «Кто звонил»: чуть позже оператор присылает номер телефона, с которого был звонок. Такая услуга пригодится для жалобы. Автодозвон можно прекратить, поставив блокировку на звонки с «неизвестного номера» (на телефоне с андроид).

Приставы имеют полномочия запрашивать оператора связи о том, кому принадлежит номер, и штрафуют того, кто является его владельцем. Даже подставную компанию: заплатит штраф, никуда не денется. А если есть оперативная информация (о месте нахождения), то вламываются в незаконный колл-центр хулиганов. Там полы и столы усыпаны «вещдоками»: симками, которые хулиганы-микрофинансисты использовали для звонков своим заемщикам.

«Я скажу, что ты должен»

То, что хулиганы звонят должнику на работу, его родственникам и знакомым, без всякого его согласия — это не новость. Но еще они норовят позвонить знакомому или родственнику должника и заявить: «это ты нам денег должен по долгу заемщика, и мы будем звонить тебе, твоим знакомым и твоему начальнику на работу». И правда находят телефон руководителя организации и нагло лгут про якобы долг у его сотрудника, постороннего ему человека. На что они рассчитывают? Конечно не на то, что этот случайный человек, названный должником, им заплатит, а на то, что его руками они заставят заплатить должника, ведь этот случайный человек обязательно к нему пойдет и поговорит, чтобы он срочно погасил долг.

Если Вы оказались в положении «случайного должника», то, во-первых, конечно, пишите жалобу в ФССП России, а во-вторых, чтобы разобраться с руководством на работе, возьмите свой бесплатный кредитный отчет (а там такого долга не будет) и покажите его. В дополнение можете дать ему ссылку на эту статью.

Угрозы жизни и здоровью

Это наиболее пугающие истории. Лишь малая часть из них попадают в СМИ. Но и с ними можно бороться. Разнообразные угрозы детям, родственникам, присланный гроб, фото внучки в черной рамке (должник — её бабушка), фотоколлаж с лицом должника — это, к сожалению, обычная практика работы ряда МФО.

Что делать?

Во-первых, не обращайтесь за займом в МФО, должникам которой сыплются угрозы (список МФО, в которых я не рекомендую брать кредиты, здесь и здесь).

Во-вторых, если Вам уже угрожают, не бойтесь: какими бы страшными угрозы не казались, это лишь слова людей, прячущихся от Вас за выдуманными именами и на большом расстоянии. Они только поэтому такие смелые на словах. Что они умеют, так это пользоваться ворованными базами данных и умело манипулировать страхами. У Вас встреча с таким телефонным террористом может быть первая, а у них 5-7 лет непрерывного выдумывания новых способов запугать заемщика.

Поэтому никаких переговоров с хулиганами быть не должно: кладете трубку, не обращая внимание на крики, блокируете их номера или выключаете телефон. Потом пишите жалобу в ФССП России с приложением «подарков» от хулиганов (документов, скриншотов экрана, аудиозаписей разговоров – того, что является доказательством их вины). Подробная инструкция в статье «Что делать, если звонят коллекторы и угрожают?».

Результат от жалоб в ФССП России есть. В 2020 удалось пресечь деятельность хулиганской группы компаний «РосДеньги» и группы компаний Лайм-займ, Конго и Манго (читайте о них статьи в разделе «Расследования» в блоге).

Копию жалобы в полицию можно не направлять: приставы сами, если увидят в жалобе признаки угроз жизни и здоровья заявителя, обязаны занести обращение в Книгу учета сообщений о преступлениях (КУСП – «куспировать жалобу») и направить материал в части угроз в полицию.